Класс опасности дизтоплива и бензина


Характеристики и классификация дизельного топлива

Следуя многим европейским странам, правительство России не так давно произвело дизельное топливо 2 класса в статус незаконного. О том, с чем это связано и какой у дизельного топлива класс опасности, пойдет речь в сегодняшней статье.

Температурная классификация дизтоплива

Ввиду того что в дизельном топливе содержится парафин, застывающий при минусовой температуре, его (топливо) делят в зависимости от климатических зон. У каждой из приведенных ниже категорий имеется собственная температура фильтруемости.

Стоит отметить, что для местности, где температура окружающей среды может падать ниже указанных выше параметров, предусматриваются другие классы – от 1 до 4. Далее приведены: класс, температуры помутнения и фильтруемости.

Выходит, что при использовании дизтоплива в различных климатических зонах можно вообще не переживать по поводу того, что оно замерзнет и, как следствия, сорвется важная работа.

Классы опасности

Действующим ГОСТом предусматриваются три класса опасности вредных веществ.

Вот они:

А ввиду того что температура дизельного топлива при вспышке превышает 61°C, его относят к малоопасным веществам (то есть, к VI классу). Весьма любопытно, что к этому же классу относятся также такие вещества, как газойль или печное топливо. Словом, солярка не взрывоопасна.

Особенности транспортировки и эксплуатации

Перевозить дизельное топливо можно исключительно на оснащенном для этого транспортном средстве, на которое было выдано соответствующее разрешение. Помимо того, на случай возникновения пожара в таких машинах должны находиться соответствующие средства пожаротушения. Наконец, все упаковки необходимо должным образом промаркировать – UN№3 или же OOH№3.

В обычных условиях солярка крайне плохо возгорается при низких температурах, особенно если сравнивать ее с иными горючими смесями – к примеру, с бензином. Но в летнее время, когда температура окружающей среды может достигать предельного годового показателя, с дизтопливом желательно обращаться более осторожно. Особенно если имеются в виду большие объемы топлива.

Цетановое число

Это число считается главным показателем воспламеняемости топлива и определяет его способность к возгоранию, время задержки (промежуток между впрыскиванием и воспламенением). Все это влияет на скорость запуска двигателя, а также объемы выброса отработанных газов. Чем выше число, тем более плавно и эффективно горит солярка.

Есть также такое понятие, как цетановый индекс. Оно обозначает концентрацию присадок для повышения уровня цетана. Важно, чтобы разница между числом и индексом была минимальной, т. к. разные присадки по-разному влияют на химический состав дизтоплива.

Классификации топлива

Не так давно правительством РФ был подписан договор о сотрудничестве с Евросоюзом в отношении нефтеперерабатывающей отрасли. Именно по этой причине в Россию планомерно приходит и европейская классификация горючих материалов.

Заметьте, на сегодняшний день действуют уже 2 стандарта:

Характерно, что большая часть автозаправочных станций предоставляет данные о дизельном топливе одновременно и в первом, и во втором варианте. Но, честно говоря, оба стандарта практически во всем дублируют друг друга, поэтому для автовладельца, знакомого с ГОСТом, будет достаточно легко освоиться и в Евро.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

vodi.su

ГОСТ Р 55475-2013 Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия, ГОСТ Р от 05 июля 2013 года №55475-2013

ГОСТ Р 55475-2013

ОКС 75.160.20

Дата введения 2014-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июля 2013 г. N 292-ст

4 В настоящем стандарте учтены требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕПравила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на депарафинированное зимнее и арктическое дизельное топливо (далее - дизельное топливо) для быстроходных дизельных двигателей наземной техники. Дизельное топливо получают на основе среднедистиллятных фракций при переработке нефти и газовых конденсатов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:ГОСТ Р 8.580-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктовГОСТ Р 12.4.246-2008 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытанийГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-МартенсаГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давленииГОСТ Р ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометраГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытанийГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007 Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топливГОСТ Р ЕН 12916-2008 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракцииГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волныГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объемаГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценцииГОСТ Р ЕН ИСО 20847-2010 Нефтепродукты. Определение серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрииГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометромГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрииГОСТ Р 52660-2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива автомобильные. Метод определения содержания серы рентгенофлуоресцентной спектрометрией с дисперсией по длине волны

ГОСТ Р 52709-2007 Топлива дизельные. Определение цетанового числаГОСТ Р 53203-2008 Нефтепродукты. Определение серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волныГОСТ Р 53708-2009 Нефтепродукты. Жидкости прозрачные и непрозрачные. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкостиГОСТ Р 54279-2010 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в аппарате Пенски-Мартенса с открытым тиглемГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положенияГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасностиГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требованияГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определенияГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условияГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификацияГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качестваГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требованияГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировкаГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требованияГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. КлассификацияГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условияГОСТ 2.4.121-83 Система стандартов безопасности труда. Противогазы промышленные фильтрующие. Технические условия_______________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 12.4.121-83, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиямиГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкостиГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольностиГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранениеГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного составаГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора пробГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числаГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизацииГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тиглеГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировкаГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом КонрадсонаГОСТ 22254-92 Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтреГОСТ 27574-87 Костюмы женские для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Технические условияГОСТ 27575-87 Костюмы мужские для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Технические условияПримечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Условные обозначения и коды ОКП

3.1 В условном обозначении при заказе и в нормативных документах указывают обозначение марки дизельного топлива и предельную температуру фильтруемости со ссылкой на настоящий стандарт.Примеры

1 Топливо дизельное зимнее ДТ-З-К3(К4, К5) минус 32 по ГОСТ Р 55475-2013.

2 Топливо дизельное зимнее ДТ-З-К3(К4, К5) минус 38 по ГОСТ Р 55475-2013.

3 Топливо дизельное арктическое ДТ-А-К3(К4, К5) минус 44 по ГОСТ Р 55475-2013.

4 Топливо дизельное арктическое ДТ-А-К3(К4, К5) минус 48 по ГОСТ Р 55475-2013.

5 Топливо дизельное арктическое ДТ-А-К3(К4, К5) минус 52 по ГОСТ Р 55475-2013.

3.2 Классификация групп продукции (коды ОКП) приведена в таблице 1.Таблица 1 - Коды ОКП

Код ОКП

Климатические условия применения, экологический класс топлива

Зимнее (З)

Арктическое (А)

02 5161

-

К3

02 5162

К3

-

02 5171

-

К4

02 5172

К4

-

02 5181

-

К5

02 5182

К5

-

4 Технические требования

4.1 Дизельное топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии.

4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям дизельное топливо в зависимости от климатических условий применения (З, А) и предельной температуры фильтруемости (минус 32, 38, 44, 48, 52) должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.Таблица 2 - Требования к топливу

Наименование показателя

Значение

Метод испытания

З-32

З-38

А-44

А-48

А-52

1 Цетановое число, не менее

48,0

47,0

По ГОСТ Р 52709 (на установке типа CFR F-5), ГОСТ Р ЕН 15195, ГОСТ 3122, стандарту [1]

2 Цетановый индекс, не менее

46,0

43,0

По стандартам [2], [3]

3 Плотность при 15 °С, кг/м

800,0-855,0

По ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675, стандартам [4], [5]

4 Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более

8,0

По ГОСТ Р ЕН 12916, стандарту [6]

5 Массовая доля серы, мг/кг, не более:

К3

350,0

По ГОСТ Р 51947, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203, ГОСТ Р 52660, стандарту [7]

К4

50,0

По ГОСТ Р 52660, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203, стандарту [8]

К5

10,0

По ГОСТ Р 52660, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203, стандарту [8]

6 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже

40

30

По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719, ГОСТ 6356, ГОСТ Р 54279

7 Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % масс., не более

0,30

По ГОСТ 19932, стандартам [9]-[11]

8 Зольность, % масс., не более

0,01

По ГОСТ 1461, стандартам [12], [13]

9 Массовая доля воды, мг/кг, не более

200

По стандарту [14]

10 Общее загрязнение, мг/кг, не более

24

По стандарту [15]

11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С), единицы по шкале

Класс 1

По стандартам [16], [17]

12 Окислительная стабильность:

общее количество осадка, г/м, не более

25

По ГОСТ Р ЕН ИСО 12205, стандарту [18]

13 Смазывающая способность:скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более

460

По ГОСТ Р ИСО 12156-1, стандарту [19]

14 Кинематическая вязкость при 40 °С, мм/с

1,500- 4,500

1,400- 4,500

1,200-4,000

По ГОСТ 33, ГОСТ Р 53708

15 Фракционный состав:

По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405, ГОСТ 2177 (метод А), стандарту [20]

перегоняется до температуры 180 °С, % об., не более

10

95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше

360

16 Температура помутнения, °С, не выше

-22

-28

-34

-38

-42

По ГОСТ 5066 (метод Б), стандартам [21]-[23]

17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

-32

-38

-44

-48

-52

По ГОСТ 22254, стандарту [24]

Для топлива экологических классов К3 и К4 содержание полициклических ароматических углеводородов должно быть не более 11%, для топлива экологического класса К5 - не более 8%.

Значение для показателя 7 определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% масс. до введения присадок.

5 Красители и маркеры

5.1 Допускается применение красителей (кроме красителей зеленого и голубого цветов) и маркеров.

6 Присадки

6.1 Для улучшения эксплуатационных свойств дизельного топлива допускается использовать присадки, разрешенные к применению по технологии производства и не причиняющие вред здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.Не допускается применение металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.

7 Значения показателей прецизионности методов испытаний

7.1 Методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте, включают показатели прецизионности. В спорных случаях для интерпретации результатов испытаний используют ГОСТ Р 8.580 и стандарт [25].

8 Требования безопасности

8.1 Дизельное топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

8.2 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны составляет 900/300 мг/м в соответствии с гигиеническими нормативами [26].Высокие концентрации паров алифатических предельных углеводородов действуют на центральную нервную систему человека и оказывают наркотическое воздействие при вдыхании.Дизельное топливо раздражает слизистые оболочки и кожу человека, вызывая их поражение и кожные заболевания. Длительный контакт с дизельным топливом приводит к изменению функции центральной нервной системы и повышает заболеваемость органов дыхания.

8.3 Контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны осуществляют в соответствии с руководством [27].Содержание паров углеводородов в воздухе рабочей зоны определяют газохроматографическим методом по методическим указаниям [28] или аналогичным метрологически аттестованным методом.

8.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 дизельное топливо является легковоспламеняющейся жидкостью.Температура самовоспламенения дизельного топлива:- зимнего - 310 °С;- арктического - 330 °С.Температурные пределы распространения пламени дизельного топлива:- зимнего: нижний - 62 °С; верхний - 105 °С;- арктического: нижний - 57 °С; верхний - 100 °С.Взрывоопасная концентрация паров дизельного топлива в смеси с воздухом составляет 2% об. - 3% об.

8.5 При возгорании дизельного топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, воздушно-механическую пену; при объемном тушении - углекислый газ, воздушно-механическую пену на основе пенообразователей общего применения, перегретый пар, песок, противопожарное полотно.

8.6 В помещениях для хранения и использования дизельного топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.При работе с дизельным топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

8.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования дизельного топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.

8.8 При разливе дизельного топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами [29].

8.9 Помещения для работ с дизельным топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров дизельного топлива должны быть оборудованы местными отсосами.В помещениях для хранения дизельного топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

8.10 При работе с дизельным топливом необходимо применять средства индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112, ГОСТ 27574, ГОСТ 27575.Для защиты органов дыхания при концентрациях паров до 0,5% об. и содержании кислорода не менее 18% об. применяют индивидуальные фильтрующие противогазы с маркой фильтра АВЕАХР по ГОСТ 12.4.121, при более высоких концентрациях - шланговые изолирующие противогазы (ПШ-1, ПШ-2) или аналогичные по ГОСТ 12.4.034.

8.11 При работе с дизельным топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.

8.12 При попадании дизельного топлива на открытые участки тела его необходимо удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой. При попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.Для защиты кожи рук применяют защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010 и ГОСТ Р 12.4.246, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068, а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.

8.13 Все работающие с дизельным топливом должны проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздрава России, а также обучение и проверку знаний по безопасности труда согласно ГОСТ 12.0.004.

9 Требования охраны окружающей среды

9.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.Содержание алканов в приземном слое на границе санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания не должно превышать 1,0 мг/м в соответствии с гигиеническими нормативами [30].

9.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий дизельного топлива является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением дизельного топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.

9.3 При производстве, хранении и применении дизельного топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы.

10 Правила приемки

10.1 Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество дизельного топлива, изготовленного в ходе технологического цикла по утвержденной технологии, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом), оформленным в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

10.2 Для проверки качества дизельного топлива проводят приемо-сдаточные испытания по показателям 1-6, 9, 10, 13-17 таблицы 2.При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 2, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии.Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

10.3 Для проверки качества дизельного топлива проводят периодические испытания по показателям 7, 8, 11, 12 таблицы 2 не реже одного раза в квартал.При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данным показателям в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.

11 Методы испытаний

11.1 Отбор проб дизельного топлива проводят по ГОСТ 2517. Для объединенной пробы берут 3 дм дизельного топлива.

11.2 Если в таблице 2 для определения показателя предусмотрено несколько методов испытания, то при возникновении разногласий в оценке качества дизельного топлива испытания проводят по первому методу.

12 Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

Грузоотправитель наносит маркировку, характеризующую транспортную опасность дизельного топлива, в соответствии с правилами [31]-[33] и ГОСТ 19433: класс - 3, подкласс - 3,3; знак опасности - 3; классификационный шифр - 3313; номер ООН - 1202, аварийная карточка - 315.Упаковка, транспортирование и хранение топлива - по ГОСТ 1510.Транспортирование дизельного топлива по железной дороге осуществляют в соответствии с правилами [31]-[33].

13 Гарантии изготовителя

13.1 Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

13.2 Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 1 год со дня изготовления.

Библиография

[1]

ЕН ИСО 5165:1998*

Нефтепродукты. Определение склонности к воспламенению дизельных топлив. Моторный метод определения цетанового числа

________________* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.

(EN ISO 5165:1998)

(Petroleum products - Determination of the ignition quality of diesel fuels - Cetane engine method)

[2]

EH ИСО 4264:2007

Нефтепродукты. Расчет цетанового индекса среднедистиллятных топлив по уравнению с четырьмя переменными

(EN ISO 4264:2007)

(Petroleum products - Calculation of cetane index of middle-distillate fuels by the four-variable equation)

[3]

АСТМ Д 4737-10

Стандартный метод испытания для расчета цетанового индекса по уравнению с четырьмя переменными

(ASTM D 4737-10)

(Standard test method for calculated cetane index by four variable equation)

[4]

ЕН ИСО 12185:1996

Сырая нефть и нефтепродукты. Определение плотности осцилляционным методом в U-образной трубке

(EN ISO 12185:1996)

(Crude petroleum and petroleum products - Determination of density - Oscillating U-tube method)

[5]

АСТМ Д 4052-09

Стандартный метод определения плотности и относительной плотности жидкостей цифровым плотномером

(ASTM D 4052-09)

(Standard test method for density and relative density of liquids by digital density meter)

[6]

IP 391:06

Нефтепродукты. Определение ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Высокоэффективный метод жидкостной хроматографии с определением показателя преломления

(IP 391:06)

(Petroleum products - Determination of aromatic hydrocarbon types in middle distillates - High performance liquid chromatography method with refractive index detection)

[7]

EH ИСО 8754:2003

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Энергодисперсионная рентгенофлуоресцентная спектрометрия

(EN ISO 8754:2003)

(Petroleum products - Determination of sulfur content - Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

[8]

АСТМ Д 7220-12

Стандартный метод определения содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания, топливах для отопительных целей и топливах для реактивных двигателей методом монохроматической энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

(ASTM D 7220-12)

(Standard test method for sulfur in automotive, heating, and jet fuels by monochromatic energy dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

[9]

ЕН ИСО 10370:1993

Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом

(EN ISO 10370:1993)

(Petroleum products - Determination of carbon residue by the micro method)

[10]

АСТМ Д 189-06(2010)e1

Стандартный метод определения коксового остатка по Конрадсону

[ASTM D 189-06(2010)e1]

(Standard test method for Conradson carbon residue of petroleum products)

[11]

АСТМ Д 4530-11

Стандартный метод определения коксового остатка (микрометод)

(ASTM D 4530-11)

[Standard test method for determination of carbon residue (micro method)]

[12]

EH ИСО 6245:2002

Нефтепродукты. Определение зольности

(EN ISO 6245:2002)

(Petroleum products - Determination of ash)

[13]

АСТМ Д 482-07

Стандартный метод определения зольности нефтепродуктов

(ASTM D 482-07)

(Standard test method for ash from petroleum products)

[14]

EH ИСО 12937:2000

Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру

(EN ISO 12937:2000)

(Petroleum products - Determination of water - Coulometric Karl Fischer titration method)

[15]

EH 12662:2008

Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах

(EN 12662:2008)

(Liquid petroleum products - Determination of contamination in middle distillates)

[16]

EH ИСО 2160:1998

Нефтепродукты. Коррозионное воздействие на медь. Испытание на медной пластинке

(EN ISO 2160:1998)

(Petroleum products - Corrosiveness to copper - Copper strip test)

[17]

АСТМ Д 130-04

Стандартный метод определения коррозионной агрессивности нефтепродуктов в отношении меди с помощью медной пластинки

(ASTM D 130-04)

(Standard test method for corrosiveness to copper from petroleum products by copper strip test)

[18]

АСТМ Д 2274-08

Стандартный метод определения окислительной стабильности дистиллятных топлив (ускоренный метод)

(ASTM D 2274-08)

[Standard test method for oxidation stability of distillate fuel oil (accelerated method)]

[19]

АСТМ Д 6079-11

Стандартный метод определения смазывающей способности дизельных топлив на установке с высокочастотным возвратно-поступательным движением (HFRR)

(ASTM D 6079-11)

[Standard test method for evaluating lubricity of diesel fuels by the high-frequency reciprocating rig (HFRR)]

[20]

АСТМ Д 86-11b

Стандартный метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении

(ASTM D 86-11b)

(Standard test method for distillation of petroleum products at atmospheric pressure)

[21]

EH 23015:1994

(EN 23015:1994)

Нефтепродукты. Определение температуры помутнения(Petroleum products - Determination of cloud point)

[22]

АСТМ Д 5771-05

Стандартный метод определения температуры помутнения нефтепродуктов (метод оптического детектирования при ступенчатом охлаждении)

(ASTM D 5771-05)

[Standard test method for cloud point of petroleum products (optical detection stepped cooling method)]

[23]

АСТМ Д 5773-05

Стандартный метод определения температуры помутнения нефтепродуктов (метод охлаждения с постоянной скоростью)

(ASTM D 5773-05)

[Standard test method for cloud point of petroleum products (constant cooling rate method)]

[24]

EH 116:2007

Дизельное и печное бытовое топлива. Определение предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре

(EN 116:2007)

(Diesel and domestic heating fuels - Determination of cold filter plugging point)

[25]

EH ИСО 4259:2006

Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний

(EN ISO 4259:2006)

(Petroleum products - Determination and application of precision data in relation to methods of test)

[26]

Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-2003

Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны

[27]

Руководство Р 2.2.2006-05

Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда

[28]

Методические указания МУ 5923-91

Методические указания по газохроматографическому измерению концентраций углеводородов C - С (раздельно) в воздухе рабочей зоны (приложение 9)

[29]

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03

Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Порядок накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов

[30]

Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

[31]

Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50)

[32]

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1208 (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272)

[33]

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утвержденными протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09)

Электронный текст документаподготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:официальное издание

М.: Стандартинформ, 2013

docs.cntd.ru

Дизтопливо: ГОСТ 305-82. Характеристики дизтоплива по ГОСТу

На качество работы двигателя и всей топливной системы не в последнюю очередь влияют свойства топлива. Сегодня производители в России предлагают и дизтопливо ГОСТ 305-82. Государственный стандарт, разработанный еще в 1982 году, уже устарел, как, впрочем, и само топливо, которое по нему до недавнего времени изготавливали.

ГОСТ 305-82

Созданный еще в Советском Союзе, этот стандарт, который регламентирует изготовление ДТ, является межгосударственным. Он определяет как технические условия производства, так и характеристики топлива, которое предназначалось для автомобилей, промышленных агрегатов и судов с быстроходными дизельными двигателями.

Современное топливо, изготовленное по международным европейским стандартам, практически вытеснило с рынка солярку, для производства которой использовался старый ГОСТ. Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее.

Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.

Область применения

Дизтопливо (ГОСТ 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца.

Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения. Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов.

Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года. И в нем четко указано, что дизтопливо ГОСТ 305-2013 не реализуется через АЗС общего пользования и предназначено для быстроходных и газотурбинных двигателей как внутри страны, так и в странах Таможенного союза (Казахстане и Белоруссии).

Основные преимущества

Итак, главные достоинства – это универсальность и рабочие температуры. Кроме того, преимуществами старой доброй солярки считают ее эксплуатационную надежность, проверенную десятилетиями; возможность длительного хранения без ухудшения технических характеристик; повышение мощности двигателя.

Дизтопливо ГОСТ 305-82 легко фильтруется, содержит незначительное количество сернистых соединений и не разрушает детали двигателя.

Бесспорным преимуществом солярки является ее низкая цена по сравнению с другими видами жидкого топлива.

Главный недостаток

Главным недостатком горючего, из-за которого, собственно, и ограничено его использование, является низкий класс экологичности. Дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013) принадлежит к классу К2. А на сегодняшний день на территории РФ запрещены к обращению даже виды топлива с классом экологичности К3 и К4.

Марки дизтоплива

Старый ГОСТ устанавливал три марки топлива, новый же - четыре. Также несколько отличаются температурные диапазоны их использования и характеристики.

Параметры (ГОСТ) дизтоплива летнего (Л): эксплуатационная температура - от минус 5 °С, температура вспышки для дизельных двигателей общего назначения – 40°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 62°С.

Такая же температура вспышки у межсезонного топлива (Е), рабочие температуры которого начинаются с минус 15°С.

Зимнее топливо (З) используется при температурах до минус 35°С и до минус 25°С. И если в технических условиях 1982 года диапазон рабочих температур определялся температурой застывания топлива, то в новом документе речь идет о температуре фильтрации – минус 35°С и минус 25°С соответственно.

Арктическое (А) дизтопливо ГОСТ 305-82 можно было использовать, начиная с температуры минус 50°С. В новом документе этот предел подняли на пять градусов, называется уже рекомендованная температура от 45°С и выше.

Виды дизтоплива

Дизтопливо ГОСТ 52368-2005 (ЕВРО) делится по массовому содержанию серы на три вида:

В ГОСТ 305-82 дизтопливо в зависимости от процентного содержания серы делится на виды:

Новый ГОСТ 305-2013, приближаясь к международным стандартам, делит топливо на два вида по массовому содержанию серы вне зависимости от марки. К виду I относится горючее с содержанием серы 2,0 г, а к виду II – 500 мг на килограмм топлива.

Даже вид II содержит серы в полтора раза больше, чем топливо вида I, соответствующее международным стандартам.

Большое количество серы – это вредные выбросы в атмосферу, но и хорошие смазывающие свойства топлива при этом.

Условные обозначения

В ГОСТ 305-82 топливо маркировалось заглавной буквой Л, З или А (летнее, зимнее или арктическое соответственно), массовой долей серы, температурой вспышки летнего и температурой застывания зимнего топлива. Например, З-0,5 минус 45. Сорта высший, первый или без него, характеризующие качество топлива, указываются в паспорте на партию.

Дизтопливо (ГОСТ Р 52368-2005) маркируется буквами ДТ, указывается сорт или класс в зависимости от значения температур фильтруемости и помутнения, а также вид топлива I, II или III.

Для Таможенного союза существует свой документ, регламентирующий требования к топливу, в том числе и его условное обозначение. Он включает буквенное обозначение ДТ, марку (Л, З, Е или А) и коэффициент экологичности от К2 до К5, показывающий содержание серы.

Поскольку документов много, понятие сортности в них разное, а характеристики более подробно указываются в паспорте качества, то сегодня не редкость объявления типа «Продажа дизтоплива трубного сорт 1 ГОСТ 30582005». То есть все параметры и качество горючего соответствуют указанному стандарту, кроме содержания серы.

Основные характеристики дизтоплива

Самыми важными эксплуатационными показателями, которыми характеризуется дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013), являются: цетановое число, фракционный состав, плотность и вязкость, температурные характеристики, массовые доли различных примесей.

Цетановое число характеризует воспламеняемость топлива. Чем выше этот показатель, тем меньше времени проходит от впрыска топлива в рабочий цилиндр до начала его горения, а следовательно, меньше длительность прогрева двигателя.

От фракционного состава зависит полнота сгорания топлива, а также токсичность отработанных газов. При перегонке дизельного топлива фиксируется момент полного выкипания определенного количества горючего (50% ли 95%). Чем тяжелее фрикционный состав, тем уже диапазон температур и выше нижний порог кипения, а значит, позднее происходит самовоспламенение горючего в камере сгорания.

Плотность и вязкость влияют на процессы подачи и впрыска топлива, его фильтрование и эффективность.

Примеси влияют на износ двигателя, коррозионную стойкость топливной системы, появление в ней налета гари.

Предельная температура фильтруемости – это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель – это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.

Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных показателей, вязкости и плотности топлива. В ГОСТ 305-82 были отличия еще и по коксуемости.

Технические требования к дизтопливу

Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы - либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.

Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб. м для горючего марок Л и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость – от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно.

Фракционный состав характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.

Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости.

Температура вспышки зимнего топлива для дизельных двигателей общего назначения – 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 40°С, арктического – 30°С и 35°С соответственно.

Отличия дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) и ЕВРО

Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49. Спустя семь лет стандарт, который определял технические характеристики топлива ЕВРО 3, установил более жесткие показатели. Цетановое число должно быть более 51, массовая доля серы – меньше 0,035%, а плотность – меньше 845 кг/куб. м. Стандарты ужесточились в 2005 году, а сегодня действуют международные, установленные в 2009 году.

Сегодня в РФ производится дизтопливо ГОСТ Р 52368-2005 с цетановым числом выше 51, содержанием серы меньше 10 мг/кг, температурой вспышки от 55°С, плотностью в пределах от 820 до 845 кг/куб. м и температурой фильтруемости от плюс 5 до минус 20°С.

Даже сравнивая первые два показателя, можно сделать вывод о несоответствии дизтоплива ГОСТ 305-2013 современным требованиям экологии.

Требования безопасности

Поскольку дизельное топливо - жидкость горючая, то меры безопасности касаются, прежде всего, защиты от возникновения пожара. Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру.

Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению.

Марка топлива

Температура самовоспламенения, °С

Температурный предел воспламенения, °С

верхний

нижний

Летнее, межсезонное

300

119

69

Зимнее

310

105

62

Арктическое

330

100

57

Особенно важно соблюдение мер безопасности и температурных режимов в местах длительного хранения многих тысяч тонн дизельного топлива, например на электростанциях.

Характеристики дизтоплива для электростанций

Дизельные электростанции и сегодня используют горючее по ГОСТу 305-82. Оборудование на них установлено как отечественного производства, так и зарубежное.

Зарубежные производители не рекомендуют, но и не запрещают использовать дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013) с высоким содержанием серы 0,5% и 0,4 %.

Например, компания F.G.Wilson к использованию рекомендует высший и первый сорта всех марок топлива с цетановым числом от 45, содержанием серы не больше 0,2%, воды и присадок – 0,05%, плотностью 0,835 - 0,855 кг/куб. дм. Этим характеристикам соответствует горючее вида I ГОСТ 305-82 (2013).

В договоре на поставку дизельного топлива на электростанцию обязательно указываются его физико-химические свойства: цетановое число, плотность, вязкость, температуру вспышки, содержание серы, зольность. Механические примеси и вода не допускаются вообще.

Для проверки качества поставленного горючего и соответствия его характеристик установленным государственным стандартом пределам определяют содержание нежелательных примесей и температуру вспышки. Если в работе оборудования наблюдаются сбои и его детали интенсивно изнашиваются, определяют и остальные показатели.

ГОСТ 305-82 устарел и заменен, но и новый документ, введенный в действие с начала 2015 года, не так заметно изменил требования к дизельному топливу для быстроходных двигателей. Может быть, когда-нибудь такое горючее запретят к использованию вообще, но сегодня его еще используют как на электростанциях, так и на тепловозах, тяжелой военной технике и грузовых автомобилях, парк которых сохранился еще со времен Советского Союза.

fb.ru

Устройство автомобилей



В системе питания дизелей используют жидкое топливо, которое получают в результате прямой перегонки нефти при температуре 230…380 ˚С. Такое топливо назвают дизельным топливом или дизтопливом. Для получения необходимых свойств к дизельному топливу прямой перегонки добавляют керосиногазойлевые фракции различных технологических процессов переработки нефти и газовых конденсатов.

В среде автомобилистов дизельное топливо нередко называют соляркой, но мало кто знает, что солярка - его первоначальное название, поскольку еще в позапрошлом веке более тяжелую фракцию, образующуюся при перегонке нефти, называли «солярол» (от немецкого «Solaröl» - «солнечное масло»). В середине прошлого века в нашей стране выпускался нефтепродукт под официальным названием Соляровое масло, использовавшийся в качестве топлива в системе питания дизелей с невысокой частотой вращения коленчатого вала. Поэтому название дизельного топлива «солярка», «соляра» до сих пор используется в разговорной речи.

Конечно же, спустя почти столетие, требования к свойствам современных дизельных топлив отличаются от свойств Солярового масла из-за технических новаций в развитии двигателестроения, но, как это часто бывает, устоявшееся название топлива для дизелей - «солярка» оказалось очень живучим.

В зависимости от условий применения выпускают три марки дизельного топлива:

Эти топлива отличаются между собой фракционным составом, вязкостью, плотностью, температурами застывания, помутнения и другими показателями.

Ввиду особенностей устройства системы питания дизелей топливо для них должно обладать хорошими смазывающими свойствами, достаточной прокачиваемостью и особенно фильтруемостью.

В соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» (в настоящее время устарел) кинематическая вязкость дизельного топлива при 20 °C для летних сортов должна быть в пределах 3,0...6,0 сСт (сантистоксов), для зимних сортов - 1,8...5,0 сСт, для арктических сортов - 1,5...4,0 сСт. Указанный стандарт требует также отсутствия воды во всех марках топлива. Вода, попавшая в дизельное топливо, отслаивается при хранении и скапливается внизу, поскольку дизельное топливо имеет меньшую плотность. Если вода попадает в систему питания дизеля, двигатель глохнет и для приведения его в рабочее состояние требуется тщательная очистка топливопроводов и приборов системы.

С 2005 г. в России действует новый государственный стандарт на дизельное топливо - ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации европейского стандарта EN 590-2009 (или ЕВРО-5EN 590). Согласно требованиям нового стандарта в дизельном топливе жёстко нормируется содержание серы в виде различных сернистых соединений - меркаптанов, сульфидов, дисульфидов и др. Понижение содержания серы в дизельном топливе, как правило, приводит к снижению его смазывающих качеств, поэтому для дизельных топлив с очень низким содержанием сернистых соединений обязательным условием является наличие смазывающих присадок.

***

Цетановое число дизельного топлива

Основной показатель дизельного топлива - цетановое число, характеризующее способность топлива к воспламенению в камере сгорания, т. е. его воспламеняемость. Цетановое число равно объёмному содержанию цетана в смеси с α-метилнафталином, которое в стандартных условиях имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследуемым топливом.

Температура вспышки для автомобильного дизельного топлива должна быть не выше 70 °C.

Температура вспышки горючей жидкости - это минимальная температура, при которой воспламеняющаяся жидкость выделяет достаточное количество паров, чтобы образовать воспламеняющуюся смесь с воздухом над поверхностью горючей жидкости (при нормальном атмосферном давлении). Если температура вспышки горючей жидкости выше максимальной температуры окружающей среды, то взрывоопасная смесь не образуется. Следует учитывать, что температура вспышки смеси различных воспламеняющихся жидкостей может быть ниже, чем температура вспышки её отдельных компонентов.

Температура вспышки дизельного топлива может быть в диапазоне от 52 °С до 96 °С в зависимости от типа двигателя, для которого оно применяется и условий его работы. Поскольку дизтопливо применяется в двигателях с высокой степенью сжатия, дизельное топливо должно обладать высокой температурой вспышки и низкой температура самовоспламенения.

Цетановое число топлива определяет мощностные и экономические показатели дизельного двигателя.

Диапазон значений цетанового числа используемых в двигателях дизельных топлив колеблется от 40 до 55. Фактически, эта цифра означает отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения. Более высокое цетановое число означает меньшее время воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива, что повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60, то прироста мощности двигателя не происходит.

Применение топлива с низким цетановым числом приводит к увеличенному периоду задержки или запаздыванию самовоспламенения. В этом случае в камере сгорания накапливается большая масса топлива, которая затем мгновенно сгорает (взрывное горение).

При этих условиях давление в цилиндре нарастает скачкообразно, дизель работает жестко (слышится металлический стук), вследствие этого возрастает нагрузка на коренные подшипники, повышается их износ, что приводит к преждевременному выходу подшипников из строя.

При нормальном цетановом числе период запаздывания воспламенения топлива мал, оно воспламеняется сразу же при входе в камеру сгорания. Давление в цилиндре нарастает плавно, двигатель работает мягко, без стуков и процесс сгорания топлива в цилиндре идет нормально.

Дизельное топливо с чрезвычайно высоким цетановым числом (выше 70...75) не успевает полностью перемешиваться с воздухом, процесс сгорания происходит при недостаточном количестве воздуха, вследствие чего топливо догорает в процессе такта рабочего хода, из-за чего падает экономичность дизеля, появляется дымный выхлоп, увеличивается нагарообразование и т. д.

***



Физические свойства дизельных топлив регламентируются упомянутым выше ГОСТ 305-82.

Летнее дизельное топливо

Летнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 860 кг/м3 и температуру вспышки - плюс 62 °C. Температура застывания должна быть не ниже минус 5 °C. Летнее топливо получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180...360 °C.

Зимнее дизельное топливо

Зимнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 840 кг/м3 и температуру вспышки - плюс 40 °C. Температура застывания зимнего дизельного топлива не должна превышать минус 35 °C.

Получают зимнее дизельное топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180...340 °C. Также зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением специальной депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, практически не влияя на температуру предельной фильтруемости.

В условиях кустарных и частных АЗС чаще всего зимнее дизельное топливо получают, добавляя в летнее дизельное топливо до 20% керосина, при этом эксплуатационные свойства топлива практически не меняются.

Арктическое дизельное топливо

Арктическое дизельное топливо имеет плотность не более 830 кг/м3 и температуру вспышки - плюс 35 °C. Температура застывания такого топлива - не выше минус 55 °C. Получается арктическое топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180...320 °C. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо, по сути, - утяжеленный керосин.

Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число (35-40) и недостаточные смазывающие свойства, что неприемлемо для нормальной работы ТНВД и форсунок, поскольку смазывающие свойства дизтоплива используются для снижения трения в узлах и приборах системы питания. Для улучшения смазывающих свойств арктического дизельного топлива в него добавляют минеральные моторные масла и цетаноповышающие присадки.

Существует и другой способ получения арктического дизельного топлива - депарафинизация летнего дизельного топлива, который требует применения специального оборудования и является более дорогим по сравнению с использованием керосина в качестве добавки.

Плотность дизельного топлива

Важным физическим свойством дизельного топлива является его плотность. Чем выше плотность топлива, тем больше энергии вырабатывается в процессе его сгорания и, соответственно, возрастают показатели эффективности и экономичности. Автомобиль, заправленный более плотным дизельным топливом, имеет больший запас хода по времени работы двигателя и пробегу.

Обычно плотность дизельного топлива в нормальных условиях (при температуре плюс 20 °C) находится в пределах 0,825...0,845 г/см3.

Плотность дизельного топлива, как и других веществ, зависит от температуры окружающего воздуха - при понижении температуры плотность увеличивается, объем топлива уменьшается (происходит усадка).

Для определения изменения объема топлива при колебаниях температуры внешней среды на практике можно использовать простой способ, описываемый формулой: «Один литр на каждую тонну топлива при изменении температуры на один градус». Разумеется, при этом следует учитывать, что при повышении температуры объем увеличивается, а при снижении - уменьшается.

***

Обозначение и маркировка дизельных топлив

В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

Первая группа: буквы ДТ - дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей. Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения

Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива.

Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).

В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, - на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (в соответствии со спецификацией Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.

Необходимо отметить, что в настоящее время (с 2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 1 января 2015 г. выведено из обращения топливо класса К3, а с 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.

С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с данным ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:

При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.

Согласно принятой ООН системе классификации опасных грузов дизельные топлива относятся к подклассу 3.3 третьего класса опасности (легковоспламеняющиеся жидкости) и имеют порядковый номер в системе - 1202. Образец оформления знака опасности, устанавливаемый на транспортных средствах, перевозящих дизельное топливо, показан на рисунке 1 .

***

Современная маркировка дизельного топлива

Старый ГОСТ 305-52, который действовал с середины прошлого века, предусматривал простую классификацию дизельного топлива по маркам: летнее топливо, зимнее дизельное топливо и арктическое топливо. В настоящее время сорта дизельного топлива маркируются по ГОСТ Р 52368-2005, разработанном в соответствии с европейскими стандартами ЕВРО 5, а именно – спецификации EN 590. Этими стандартами уделяется больше внимания показателям массовой доли серы в дизтопливе.

Дизтопливо изготавливают зимних и летних сортов, маркируют по сере и, кроме того, летние — по температуре вспышки, зимние — по температуре застывания. Обозначение марок дизтоплива начинается, как правило, с одной из трех букв: Л (летнее), 3 (зимнее) или А (арктическое). Затем идет цифра 0.2, 0.4 или 0.5, обозначающая максимально допустимое содержание серы в процентах. Далее идет цифра, которая для летнего дизтоплива характеризует температуру вспышки в закрытом тигле, а для зимнего — температуру застывания.

С целью исключения ошибок "минус" перед значением температуры пишется словом, а не знаком "-".

Виды дизельного топлива

В настоящее время в России и за рубежом можно встретить различные маркировки дизельного топлива, не всегда удобные для понимания. В таблице 1 приведены наиболее часто встречающиеся виды дизельного топлива, расшифровка их обозначения и маркировки, а также описание свойств и физических характеристик.

Таблица 1. Виды дизельного топлива и его маркировка

Вид топлива и его маркировка

Иностранная маркировка

Характеристика топлива

Дизтопливо Л-0.2-40 Summer diesel L-0.2-40

Летнее дизтопливо для автотракторных дизелей. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, его применение возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле — не ниже +40°С.

Дизтопливо Л-0.5-40 Summer diesel L-0.5-40

Показатели те же, что у Л-0.2-40, но содержание серы — не более 0.5%.

Дизтопливо Л-0.2-62 Summer diesel L-0.2-62

Летнее дизтопливо для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, имеет те же показатели, что Л-0.2-40, но температура вспышки в закрытом тигле — не ниже +62°С.

Дизтопливо Л-0.5-62 Summer diesel L-0.5-62

Показатели те же, что у Л-0.2-62, но содержание серы — не более 0.5%.

Дизтопливо А-0.2 Arctic diesel A-0.2

Арктическое дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 330°С. Температура застывания — не выше минус 55°С, его применение возможно при температурах воздуха выше минус 50°С. Содержание серы — не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.5 до 4 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для А-0.2, предназначенного для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +35°С, для автотракторных дизелей — не ниже +30°С. А-0.2 не может содержать более 0.01 меркаптановой серы.

Дизтопливо А-0.4 Arctic diesel A-0.4

Арктическое дизтопливо. Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы — не более 0.4%.

Дизтопливо арктическое экологически чистое Arctic diesel ecologicaly safe

Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы — не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% — для топлива II вида.

Дизтопливо ДЛЭЧ Diesel summer ecologicaly safe

Дизтопливо летнее, экологически чистое. Изготавливается методом гидрокрекинга, имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Имеет повышенное значение цетанового числа, которое должно быть не менее 53. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения — минус 5°С, применение ДЛЭЧ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20° может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см3.

Дизтопливо ДЗп Winter diesel DZp

Дизтопливо зимнее с депрессорной присадкой. Изготавливается на базе летнего дизельного топлива Л-0.2-40 или Л-0.5-40, температура застывания которых снижена за счет добавления депрессорной присадки. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЗп возможно при температурах воздуха выше минус 15°С. Содержание серы не более 0.2% для топлива I вида и не более 0.5% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +40°С. Плотность при 20°С не более 0.86 г/см3.

Дизтопливо ДЗЭ Winter diesel (export grade)

Дизтопливо зимнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Может содержать депрессорные присадки. Температура застывания — не выше минус 35°С, применение ДЗЭ возможно при температурах воздуха выше минус 30°С. Содержание серы — не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 2.7 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле — не ниже +60°С. Плотность при 20°С — не более 0.845 г/см3.

Дизтопливо ДЛЭ Summer diesel (export grade)

Дизтопливо летнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЛЭ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см3.

Дизтопливо 3-0.2 минус 35 Winter diesel Z-0.2 minus 35

Зимнее дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 25°С, его применение возможно при температуре воздуха выше минус 20°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для 3-0.2, предназначенного для мало и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +40°С, для автотракторных дизелей не ниже +35°С.

Дизтопливо 3-0.5 минус 35 Winter diesel Z-0.5 minus 35

Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но содержание серы — не более 0.5%.

Дизтопливо 3-0.2 минус 45 Winter diesel Z-0.2 minus 45

Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но температура застывания не выше минус 45°С, температура помутнения — не выше 35°С и применение его возможно при температуре воздуха выше минус 30°С.

Дизтопливо 3-0.5 минус 45 Winter diesel Z-0.5 minus 45

Показатели те же, что у 3-0.2 минус 45, но содержание серы — не более 0.5%.

Дизтопливо малосернистое №2 Low sulphur №2 oil

Производится и потребляется на рынке США. Содержание серы не выше 0.05%. Цетановое число в зависимости от региона меняется от 40 до 45. Плотность при 20°С 0.87 г/см3. Температура вспышки в закрытом тигле не менее 54°С.

Дизтопливо "ГОМ" Gasoil motuer

Французское зимнее дизтопливо. Цетановое число для автомобильного дизельного топлива равно 48, а для печного топлива с этим же названием — 40. Содержание серы — не более 0.3%.

Дизтопливо "Джапан-А" Gasoil Japan-A

В состав топлива входят газойли каталитического крекинга и гидрокрекинга. Содержание серы — до 0.5%. Температура помутнения — минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число — не ниже 45.

Дизтопливо "Джапан-Б" Gasoil Japan-В

В состав топлива входят только легкие газойли атмосферной перегонки. Содержание серы — до 0.5%. Температура помутнения — минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число — не ниже 50.

Дизтопливо "Сингапур регулар" Gasoil Singapore regular 0.5pct, gasoil Singapore regular 1.0pct

Дизтопливо с содержанием серы 0.5% или 1% в зависимости от марки. Температура помутнения — от +6°С до +15°С. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5.5 сантистокс. Цетановое число равно 48. Плотность, как правило, равна 0.845 г/см3.

***

Стоимость дизельного топлива

Стоимость дизельного топлива в разных странах может варьировать в достаточно широких пределах, и зависит она от собственных нефтяных ресурсов и мощностей по их переработке, налоговых сборов и субсидий, а также от экономического благосостояния страны. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения цена любого топлива, в том числе дизельного, существенно выше, чем в слаборазвитых странах и странах, производящих и экспортирующих нефть. Некоторое исключение составляет США, где цены на нефтепродукты, несмотря на богатую экономику, относительно низкие.

Средняя цена дизельного топливо по всему миру (на конец сентября 2016 г.) составляет 0,86 долларов (американских) за литр. Конечно же, цена дизельного топлива разных марок и сорта может существенно отличаться от базовой.

В качестве примера ниже приведена средняя стоимость дизельного топлива в отдельных странах (в американских долларах за литр):

У нас в стране можно ориентироваться по цене дизельного топлива в столичном регионе и Москве – здесь (по состоянию на конец сентября 2016 года) оптовая цена на дизельное топливо составляет 28…32,5 рубля, розничная – в среднем 35 рублей за литр.

Благодаря современным средствам информационных коммуникаций купить дизельное топливо любого качества и в любом количестве можно посредством поставщиков, предлагающих нефтяную продукцию через Интернет.

***

Система питания карбюраторного двигателя



k-a-t.ru

Дизельное топливо - это... Виды, сорта, марки, классы дизельного топлива

Дизельное топливо – это достаточно старый, но по-прежнему востребованный вид топлива для поршневых дизельных двигателей. И если раньше область его применения была ограничена из-за низкого качества и токсичных продуктов сгорания, то сейчас все больше легковых автомобилей оснащаются дизельными двигателями, и ученые работают над тем, чтобы повысить эксплуатационные характеристики и сделать дизельное топливо экологически безопасным.

Что такое дизельное топливо

Дизельное топливо – это тяжелые фракции нефти, основой которых являются углеводороды с высокой – 200-350°С – температурой кипения. Используется в качестве топлива в дизельных двигателях и газодизелях.

Почему именно в дизельных? Потому что в отличие от бензиновых двигателей, в которых смесь бензина с воздухом поджигается от искры, в дизельном поршневом двигателе топливо самовоспламеняется при сильном сжатии.

Внешне дизельное топливо - это прозрачная, с большей вязкостью, чем у бензина, жидкость, цвет которой может быть и желтым, и коричневым разных оттенков. На цвет влияют смолы в составе топлива.

При сгорании любое топливо производит энергию. Дизельное топливо, кроме этой главной задачи, выполняет еще несколько немаловажных функций в работе двигателя. Оно смазывает в топливных форсунках и насосах трущиеся поверхности, охлаждает стенки камеры сгорания и регулирует параметры выхлопа на двигателях.

Использование дизельного топлива

Морские и речные суда, тепловозы, военная и сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили – практически весь тяжелый транспорт работает на дизельных двигателях.

Последние десятилетия популярным в развитых странах Европы становится легковой автомобиль, который работает на дизельном топливе. Расход топлива на 40 % в дизельном двигателе меньше, а тяговое усилие, мощность, проходимость и безопасность выхлопных газов больше, чем в бензиновом.

Дизельное топливо- это экономичное в эксплуатации и по стоимости топливо. Оно используется в дизельных электрогенераторах стационарных и передвижных электростанций, в котлах автономных отопительных систем.

Соляровое масло, которое в народе называют просто соляркой, является остаточным дизельным топливом с высокой вязкостью и температурой кипения до 400°С. Этот вид топлива используется для низкооборотных двигателей на водном и железнодорожном транспорте, тракторах. Кроме того, солярой пропитывают кожу в кожевенной промышленности. Соляровое масло входит в состав смазачно-охлаждающей жидкости при обработке металлов резанием и закалочной жидкости при их термической обработке.

Основные характеристики

Цетановое число (главный параметр дизельного топлива) характеризует воспламеняемость топлива. Оно определяет период задержки горения рабочей смеси, то есть время, которое проходит между впрыском топлива в цилиндр и началом его горения. Чем меньше этот промежуток времени, тем цетановое число выше, и длительность прогрева двигателя меньше. Правда, при этом увеличивается дымность выхлопа, которая становится критичной при цетановом числе выше 55.

Для процессов нагнетания и впрыска топлива важна его вязкость, от которой зависят и смазывающие характеристики

От плотности дизельного топлива зависит его эффективность и экономичность, потому что чем выше плотность, тем больше при сгорании вырабатывается энергии.

Важной характеристикой является количество серы, которую содержит дизельное топливо. Это сернистые соединения, которые снижают коррозионную стойкость топливной системы.

О качестве дизельного топлива говорит и предельная температура фильтруемости, то есть такая температура, при которой дизтопливо густеет настолько, что уже не проходит совсем или очень медленно проходит через фильтр с определенными размерами.

Она ниже температуры помутнения, то есть температуры, при которой парафин, который содержится в топливе, начинает кристаллизоваться.

Виды дизельного топлива

До 2015 года дизтопливо в российских стандартах разделялось по видам. В государственном стандарте, введенном в действие в январе 2015 года, разделение совпадает с разделением на экологические классы в соответствии с европейским стандартом и происходит в зависимости от содержания серы в топливе. Содержание серы не более 350, 50 и 10 мг/кг соответствует виду I, виду II и виду III по устаревшему и экологическим классам К3, К4 и К5 по новому государственному стандарту соответственно.

Не рекомендуется использовать топливо, в котором высокие показатели содержания серы, так как при этом увеличиваются вредные выбросы в атмосферу, ускоряется коррозия и износ элементов топливной системы, соответственно, увеличиваются расходы на частую замену фильтров и масла.Как правило, улучшение одних свойств приводит к ухудшению других. Понижение содержания серы – это уменьшение смазывающих свойств дизтоплива. Поэтому для сохранения одной из главных функций в топливо добавляют различные присадки.

Сорта дизтоплива

Сорта дизельного топлива отличаются по температуре, ниже которой топливо использовать нельзя. В качестве критерия используется предельная температура фильтруемости. Причем по сортам разбивается летнее и межсезонное дизтопливо с этим показателем не ниже -20°С.

Сорт А характеризуется температурой не ниже 5°С выше нуля. Для каждого следующего сорта B, C, D, E и F показатель снижается на 5°С.

Примером может служить дизельное топливо ЕВРО, сорт С, вид II и III или в новой версии экологических классов К4 и К5 с температурой фильтруемости до пяти градусов ниже нуля и содержанием серы не больше 50 и 10 миллиграмм на один килограмм топлива.

Классы дизтоплива

Деление на классы дизельного топлива для зимы или холодного климата происходит не только по температуре фильтруемости, второй характеристикой является температура помутнения. В зимнем и арктическом дизельном топливе при низких температурах начинается кристаллизация парафина, которая ухудшает характеристики.

Класс дизельного топлива

Предельная температура фильтруемости, °С

Температура помутнения, °С

1

0

-20

-10

2

1

-26

-16

3

2

-32

-22

4

3

-38

-28

5

4

-44

-34

Если в обозначении дизтоплива после обозначения ДТ стоит не буква, а цифра, значит, это топливо зимнее или арктическое.

Марки дизтоплива

По физико-химическим свойствам, эксплуатационным характеристикам и условиям применения дизельное топливо подразделяют на четыре типа, которые маркируются заглавными буквами алфавита:

- Летнее (Л), к которому относятся сорта топлива А, В, С, D с предельной температурой фильтруемости от +5 до -10°С. Это дизтопливо можно использовать при температурах не ниже 0°С.

- Межсезонное (Е), сортов Е и F, с температурой до -15 и -20°С, соответственно используется осенью, когда температура воздуха колеблется в пределах от +5 до -5°С.

- Зимнее (З), которое делится на классы с 0 по 3 и температурой фильтруемости в диапазоне от -20 до -38°С и применяется при температуре воздуха не ниже минус 20°С.

- Арктическое (А) топливо класса 4 с предельной температурой фильтруемости минус 44°С и температурой окружающей среды до минус 50°С (в документах отрицательное значение часто сопровождается словом «минус», а не значком во избежание неточностей).

Маркировка топлива

Марки дизельного топлива включают наименование (ДТ), сорт или класс в зависимости от условий применения и экологический класс. То есть в марке указываются только два параметра: содержание серы и предельная температура фильтруемости.

Сегодня можно встретить обозначения и новые, и устаревшие, например, ДТ зимнее ЕВРО 5 сорт F, что расшифровывается как зимнее дизельное топливо с содержанием серы не более 50 мг/кг и предельной температурой фильтруемости до минус 20°С, то есть наиболее используемое в условиях российской зимы с высокими требованиями по экологичности топливо.

До сих пор попадается и такая маркировка Л-0,2-62, то есть топливо летнее высшего сорта с указанием количества серы (200 мг/кг) и температуры вспышки 62°С. Температура вспышки основным показателем не является, но при равных прочих характеристиках лучшим в целях пожарной безопасности считается топливо с более высокой температурой.

Как хранить дизельное топливо

Для обычного потребителя, имеющего личное авто с дизельным двигателем, вопрос хранения дизельного топлива не стоит.

А вот для отраслей промышленности, где топливо покупается оптом и достаточно долго хранится, проблема хранения очень актуальна.

Хранение дизельного топлива возможно при температуре 20°С в течение года и при температуре выше 300C от полугода до года в герметичных емкостях, защищенных от прямого попадания солнечного света.

При хранении топливо не должно контактировать с медью, латунью или цинком, чтобы топливо не засорялось продуктами химических реакций с этими металлами. Кроме того, оно должно быть защищено от попадания влаги и пыли и не должно иметь присадок, которые могут распадаться при хранении. Например, в виды дизельного топлива с высоким классом экологичности добавляют присадки для увеличения смазывающих характеристик, которые разлагаются очень быстро.

Эффективность этого топлива высока, сфера его применения неуклонно растет. Появляются новые марки дизельного топлива и новые источники его получения. Сейчас уже есть новые разработки, и дизельное топливо производится не только из нефти. Может быть, будущее принадлежит дизельному топливу из растительных масел.

fb.ru


Смотрите также