Как менять сальники клапанов на ваз 2109
Замена сальников клапанов на ВАЗ 2109 (видео)
Содержание:
- Признаки неисправности
- Регулировка
- Проблемные сальники
Выполнять регулировку клапанов на автомобиле ВАЗ 2109 периодически приходится всем автовладельцам. Причиной может послужить ремонт ГБЦ или плановый технический осмотр состояния вашего двигателя.
При ремонте головки блока цилиндров клапаны снимаются, а после их возвращения назад требуется обязательная регулировка зазоров.
Признаки неисправности
Если клапана не были отрегулированы должным образом, при запуске двигателя появляется характерный цокот. Этот достаточно звонкий шум исходит из-под крышки блока. Особенно хорошо его слышно при увеличении оборотов.
Если зазор клапанов значительно больше положенного, звонкий цокот становится более отчетливым, шум появляется даже при небольших оборотах двигателя.
Регулировка
Чтобы выполнить регулировку зазора, необходимо использовать соответствующие регулировочные шайбы. Их устанавливают поверх толкателя клапанов.
Если грамотно подобрать регулировочную шайбу методом проб и ошибок, вы сможете вернуть оптимальные показатели зазора, тем самым восстановить нормальную работу двигателя.
Существуют определенные нормы относительно размеров зазоров в зависимости от клапана.
Тип клапана | Нормальный зазор | Допустимое отклонение |
Впускной клапан | 0,2 миллиметра | +0,05 миллиметра |
Выпускной клапан | 0,35 миллиметра | +0,05 миллиметра |
Процесс регулировки
Выполнить самостоятельно регулировку зазоров не сложно. Просто следуйте предоставленной инструкции, а также опирайтесь на видео советы и наглядные демонстрации процесса.
- Демонтируйте крышку блока и обработайте поверхности чистой ветошью. Нужно убрать следы моторного масла.
- Поставьте на шпильки крепежа крышки устройство для утапливания клапанных толкателей. Это самый обычный рычаг с ручкой.
- Установите поршень первого цилиндра в положении ВМТ — верхняя мертвая точка. Чтобы это сделать, демонтируйте крышку ремня привода распредвала и проверните коленвал по ходу его вращения. Метки на шестерне привода распредвала и задней крышке шестеренки должны совпасть. Если вынуть пару свечек зажигания, провернуть коленвал будет проще.
- После совмещения меток коленвал проворачивается еще примерно на 50 градусов, не более. Так вы сможете отвернуть кулачку распредвала от толкателей клапанов.
- Используя щуп, проверьте состояние зазоров на 1-3 клапанах и на 5. Если зазор отличается от нужного, методом замены регулировочных шайб верните нужные параметры.
- Чтобы отрегулировать зазоры, толкатели немного утапливаются, чтобы вы могли освободить регулировочные шайбы. Утапливаются толкатели методом отжима рычага. Не отпускайте его и зафиксируйте в нужном положении. Обязательно фиксатор ставится таким образом, чтобы он оказался между краем толкателя и распредвалом.
Фиксация толкателя
- Подденьте регулировочную шайбу с толкателя, поддев ее плоской отверткой. На обратной стороне шайб обычно наносится отметка с размером. Если нет, придется замерить вручную. Запишите где-нибудь, какая толщина используемой шайбы, и ориентируясь по размерам, выберите новую шайбу.
- Новые регулировочные шайбы обязательно устанавливаются цифрами вниз. Утопив устройство для сжатия толкателя клапанов, фиксатор можно убрать.
- Проверьте зазор. Если потребуется, проведите операцию еще раз, взяв шайбу больше или меньше предыдущей.
- Завершив регулировку, коленвал проворачивается на 360 градусов, что открывает доступ к 4, 6, 7 и 8 клапанам. Их регулировка выполняется аналогичным образом.
Проблемные сальники
Помимо регулировки клапанов, крайне важно проверить текущее состояние сальников.
Сальники клапанов предназначены для предотвращения пропуска излишнего количества моторного масла. В идеальном рабочем состоянии они плотно прилегают к клапану и пропускают только то количество масла, которое необходимо для обеспечения эффективной смазки.
Сальники клапанов
Их приходится иногда менять, поскольку используемая для изготовления сальников резина со временем стареет, теряет эластичность. Как результат, сальник пропускает больше масла, чем требуется. Растет потребление масла двигателем, возникают проблемы в системе смазки и не только.
Потому предлагаем вам инструкцию по их замене.
- Работа начинается с обязательного снятия минусовой клеммы с аккумуляторной батареи.
- Отключите контакты от катушки зажигания, уберите их в сторону. Свечи лучше не выкручивать, иначе вы рискуете обеспечить цилиндры внушительным количеством грязи в процессе ремонта.
- Отключите от клапанной крышки пару резиновых трубок. Ослабьте крепежные винты крышки клапанов и открутите их. В последующем все мелкие детали, гайки, болты складывайте в отдельную баночку, чтобы ничего не потерять.
- Снимите клапанную крышку и п ару прокладок. Лучше всего эти прокладки сразу заменить.
- Чтобы не снимать боковую крышку ГБЦ, которая закрывает цепь и звездочки распредвала, можете отвести звездочки в крышку до упора и вывести из них валы.
- Снимите свечи зажигания. Первым делом вставьте масляный щуп в отверстие свечей до тех пор, пока конец упрется в поршень. После этого аккуратно прокрутите шкив, пока щуп не застопорится перед опусканием.
- С помощью маркера или краски сделайте на звездочках и цепи метки, зафиксировав необходимое положение зубцов в цепи. Так вы сможете при обратной сборке правильно вернуть цепь на зубья, на которых она располагалась перед демонтажными работами.
- Открутите звездочки, используя рожковый или накидной ключ. Чтобы цилиндры при этом не проворачивались, зафиксируйте большой шкив снизу под колесом ключом.
- Снимите бугели крепления валов. Первым снимается тот, который возле звездочек. Далее снимаются все остальные, придерживаясь порядка ослабления. Уложите все элементы на ветошь в том порядке, в котором вы их снимали. Так вы не запутаетесь при обратной сборке.
Процедура замены
- Демонтируйте со своих гнезд звездочки. Первую легко извлекают в районе боковой крышки ГБЦ, если перед этим снять датчик положения вала. Он удерживается на одном болтике, потому тут проблем возникнуть не должно.
- Освободив от бугелей валы, поднимите их немного с помощью плоской отвертки, после чего выньте из звездочек.
- Сняв валы, уберите ближнюю звезду и закрепите цепь с небольшим натяжением.
- Далее демонтируются стаканчики клапанов. Они блестящие, потому перепутать сложно. Хотя никаких фиксаторов для стаканов не используется, с их демонтажем могут возникнуть проблемы. Они прилипают изнутри. Попробуйте использовать мощный магнит.
- Снимите пружины. Чтобы это сделать, вам потребуется рассухарить клапаны на 1 и 4 цилиндрах. Это обусловлено тем, что на них поршень находится в ВМТ. Крайний кронштейн закрепите болтом, используя подходящее отверстие в головке блока. Вторым кронштейном нажмите рывком на шайбу до упора. Сухарики должна освободиться, после чего вы их аккуратно извлекаете из посадочных мест намагниченной отверткой.
- Выньте пружины вместе с шайбой. Разложите их на столе в том порядке, в котором извлекали. Все, мы наконец-то добрались до наших сальников.
- Плоскогубцами демонтируйте старые сальники. На это может уйти достаточно много времени.
- Наденьте новые сальники, обработав их перед этим моторным маслом.
- Запрессуйте на место, воспользовавшись шайбой или трубкой нужного диаметра.
- Верните на место пружинки, засухарьте. Тут нужно быть максимально аккуратными и внимательными. Рекомендуем закрыть двигатель ветошью. Засухарив клапаны 1 и 4 цилиндров, переведите поршни 2 и 3 цилиндров в ВМТ, после чего повторите операцию.
- Засухарив последний клапан, приступайте к обратной сборке узла. Здесь четко соблюдайте обратную последовательность.
Обратная сборка не редко доставляет проблемы тем, кто не учитывает полезные советы по ходу разборки узла — нанесение меток, раскладка демонтированных деталей в последовательности, складирование крепежей в отдельные емкости и пр.
Отрегулировать клапаны и поменять на них сальники — задача не самая простая, но возможная для выполнения своими руками. Наберитесь терпения и следуйте инструкциям.
Загрузка ... No Comments Yet! You can be first to comment this post!Loading, Please Wait!
This may take a second or two.luxvaz.ru
Ваз 2109: сальники клапанов меняем самостоятельно
Рассухаривание клапанов ваз 2109 специальным съемником
О том, что необходима замена сальников ваз 21093, сигнализирует постепенно возрастающий расход масла, дымление при холодном пуске двигателя, замасливание нижней части резьбы свечей зажигания. Сальники клапанов (они же маслосъемные колпачки) предназначены для уплотнения зазора между стержнями клапанов и направляющими втулками и не позволяют маслу попадать в цилиндры. Выполнить замену колпачков своими руками сможет каждый, прочитав эту статью.
Из чего сделаны колпачки
Рассмотрим, из чего они изготовлены:
- На автомобилях ВАЗ раннего выпуска маслосъемные колпачки изготавливались без армирования, материалом для них служил фторопласт
- Сейчас колпачки изготавливаются из резины, кромку его к стержню клапана, прижимает стальная втулка. При этом уменьшается риск появления перекоса в узле в процессе работы двигателя
- Применение в современных условиях в качестве материала фторкаучука и акрилата увеличивает пробег автомобиля до 150 тысяч километров
Симптомы выхода колпачков из строя:
- Повышенный расход масла
- Дымный выхлоп при запуске мотора
- Нагар на резьбе свечи зажигания
Однако все они лишь свидетельствуют о попадании смазки в цилиндры двигателя, чтобы убедиться, что это именно сальники клапанов необходимо:
- При первых же подозрениях стоит обратить внимание на состояние постели распределительного вала
- Если с колпачками все в порядке — постель чистая и аккуратная, а если возникли проблемы с сальниками клапанов, тогда на постели распредвала хорошо заметны черные полосы, которые означают, что рабочая кромка колпачка отвердела, и он уже не выполняет свою функцию
- Взять компрессометр и замерить компрессию в каждом цилиндре (колпачки на нее не влияют), если с компрессией все в порядке – нужна замена сальников на ваз 21093
- Иначе проблемы у вас посерьезнее, и необходим капитальный ремонт мотора
- Когда маслоотражатели перестают выполнять свои функции – снимать смазку со стержней — масло попадает в камеру сгорания мотора, где и сгорает вместе с топливом
- Продукты сгорания осаждаются на стержнях клапанов, они обрастают нагаром, что сильно ухудшает теплообмен и препятствует качественному заполнению смесью цилиндров
- Это снижает мощность мотора и повышает расход топлива
- Все это существенно отражается на ресурсе двигателя
- Поэтому при обнаружении этих признаков необходимо немедленно заменить маслоотражающие колпачки
Выбираем комплект на замену
Прежде чем начать выполнение операции по замене маслоотражателей необходимо заранее купить новый комплект, будьте внимательны:
- Эти небольшие, но очень ответственные детали требуют повышенного внимания к качеству, а от качества их исполнения полностью зависит судьба вашего мотора и смысл ремонта
- Производители и изготовители комплектов колпачков заботятся о своем имидже и о репутации своей фирмы, поэтому рекомендуем покупать у ответственных производителей, тогда маслоотражающие колпачки будут иметь отличное качество исполнения
- Приобретая «россыпью» вы, конечно, немного сэкономите, но очень рискуете попасть на подделку, цена вопроса окажется выше вашей экономии
- Лучше в нашем случае переплатить, но взять качественный товар, что существенно продлит срок службы отремонтированного двигателя
- Те, кто менял сальники клапанов ваз 21093, говорят, что себя хорошо зарекомендовали маслоотражающие колпачки фирм «резерв», «Виктор Рейнз», «эрлинг» и «Гётс»
Инструмент для работы
Замена сальника ваз 21093 требует следующего инструмента:
- Чистая ветошь, чтобы вытереть руки и снятые детали
- Специальная оправка, для запрессовки новых колпачков
- Цанговый съемник, для снятия сальников клапанов (при его отсутствии воспользуйтесь плоскогубцами (с узкими губками) либо двумя плоскими отвертками)
- Пинцет
- Рассухариватель (устройство, необходимое для разсухаривания клапанов)
- Молоток
- Плоскогубцы
- Мягкая оправка 8миллиметров
- Набор ключей
- Набор головок и трещотка
Приступаем к работе
Наша инструкция поможет вам, делайте все по порядку:
- Снимите клемму с аккумулятора, чтобы обезопасить себя от неприятностей связанных с электричеством
- Затем корпус воздушного фильтра, отсоедините тросик подсоса
- Снимите крышку с клапанного механизма
- Выставьте двигатель по отметкам
- Зафиксируйте шкив распредвала и отпустите болт, которым он крепится
- Снимите шкив, открутите болты, крепящие постель распредвала (начинайте от центра)
- Снимите постель, затем рокера, выкладываем их по порядку
- Потом снимите пружины рокеров
- Выкрутите свечи
- Прокрутите коленвал, чтобы поршень цилиндра, в котором заменяем колпачки, находился в положении ВМТ
- Вставьте оловянный пруток (мягкую оправку 8миллиметров) через свечное отверстие между клапаном и поршнем (чтобы наши клапаны не проваливались вниз)
Вставляем оправку из мягкого материала в свечное отверстие
Воспользуемся съемником для разсухаривания клапанов 1-го и 4-го цилиндров:
- Устанавливаем приспособление для разсухаривания клапанов как на фото
- Используйте гайку, не имеющую зубчатого буртика
- Сжимаем нашим приспособлением пружины клапана
Сжимаем пружины клапана и пинцетом можем вынимать сухари
- Вынимаем пинцетом сухари
- Затем снимаем приспособление
Воспользовавшись цанговым съемником, снимаем старые колпачки:
- Устанавливаем цангу нашего приспособления на колпачок
- Резко ударяем бойком по втулке съемника
- Затем снова резко ударяем по бойку ручки съемника, спрессовываем таким образом колпачок с направляющей втулки
Спрессовываем колпачок с направляющей втулки съемником
- Если нет съемника под рукой, то можно воспользоваться двумя плоскими отвертками, чтобы снять старые колпачки
- При определенном навыке этот процесс не вызовет особых трудностей
Предупреждение: Действуя отвертками, не прилагайте больших и резких усилий, т. к. направляющие выполнены из металлокерамики, и могут треснуть.
Снятие колпачка двумя плоскими отвертками
- Устанавливайте новые сальники, применяя гильзу при надевании их на стержень клапана, чтобы сберечь кромку манжеты, которая собственно и снимает масло со стержня
- Перед тем, как установить новые маслосъемные колпачки, рекомендуем снять с них пружинки, иначе кромки можно повредить, при прохождении через проточки на клапанах сделанные под сухари
- Смажьте сальник изнутри маслом
- Затем устанавливайте пружины и тарелку клапана назад
- Вставьте сухари, воспользовавшись нашим приспособлением так, чтобы они попали в проточки на стержне клапана
- Достаньте из свечного отверстия мягкую оправку
- После завершения установки сухарей обязательно ударьте молотком по торцам клапанов через оправку, чтобы сухари окончательно сели на места
- Аналогично выполняем действия с четвертым поршнем
- Обязательно намажьте моторным маслом все шейки и кулачки распредвала, а также все опорные поверхности, выполненные под шейки распредвала в корпусах подшипников и
- головке блока
- Прокрутите коленвал, чтобы поршни 2-ой и 3-тий пришли к ВМТ
- Повторяем все операции для ваз 2109 сальник клапанов замена для 2-го и 3-го цилиндров
- Собираем снятые детали в обратном порядке, выставляем отметки и регулируем клапана
- Закручиваем крышку механизма, устанавливаем назад тросик подсоса, проворачиваем за коленвал два раза мотор (убеждаемся, что все в полном порядке) и заводим двигатель
Теперь вам понятно как выполняется замена сальника на ваз 21093, дополнительно рекомендуем посмотреть видео материал по этой теме.
MasteraVaza.ru
Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109. Фото инструкция как поменять маслосъемные колпачки VAZ 2109.
Задача маслосъёмных или маслоотражательных колпачков – снятие излишек смазки, уплотнение в месте прилегания клапанов и предотвращение попадания масла в камеру сгорания.
Причины и признаки неисправности маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109
В качестве материала для прокладки, как правило, используется каучук. В процессе эксплуатации, из-за постоянного возвратно-поступательного движения и действия агрессивной среды (изменения температурного режима, выхлопных газов, перегрева и т.д.), кромка колпачков истирается, а сама резина теряет эластичность и твердеет. И как следствие, маслосъёмные колпачки начинают протекать. В результате происходит попадание моторного масла в камеру сгорания.
Как правило, на отечественных автомобиля интервал замены маслосъемных колпачков составляет 80000 километров пробега. Для современных моторов, этот период может быть увеличен в 2-3 раза.
Первые признаки износа маслосъемных колпачков это — появление синего дыма из выхлопной трубы. Так же у двигателя машины повышается «масляный аппетит». Мотор расходует больше 1 литра на 1000 километров.
Конечно, о капитальном ремонте можно не думать, разумеется, если не снизились динамические характеристики и не вырос расход топлива. Стоит помнить, что протекающее масло горит на раскаленных клапанах, вследствие чего нагар нарастает на внутренних стенках двигателя, сечение впускных и выпускных каналов сужается, а мотор теряет мощность. При активном дросселировании двигателя, нагар начинает осыпаться, его частички забивают седло и рабочую фаску клапана. Уплотнение нарушается и мотор уже работает с перебоями и глохнет. Другим исходом поломки является прогар выпускного клапана, что может привести к ремонту блока двигателя.
Данные проблемы можно решить заменой маслосъемных колпачков на ВАЗ 2109. Поменять колпачки можно своими руками в гараже.
На карбюраторных двигателях замену маслосъемных колпачков выполняют аналогично, но перед началом работы необходимо дополнительно снять воздушный фильтр, топливный насос, распределитель зажигания и корпус привода вспомогательных агрегатов.
Понадобится такой инструмент для ремонта:
- гаечный ключ «на10»,«на13»,«на17»;
- стандартная плоская и крестообразная отвертка;
- головка для выкручивания свечей;
- съемник колпачков;
- рассухариватель для клапанов;
- комплект новых маслосъёмных колпачков на ВАЗ 2109;
- пинцет или полоскогубцы с тонкими губами.
Самым необходимым является съемник сухарей клапанов. Его можно найти в магазине авто инструментов.
etlib.ru
Как осуществляется замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2109
Быстрая замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2109 может избавить вас от многих неприятностей. Проведя такую процедуру, вы избавитесь от дыма из глушителя, а также от перерасхода масла. Первый симптом того, что разрушились маслосъемные колпачки, является голубоватый дым, который идет из выхлопной трубы. При работе двигателя внутреннего сгорания моторное масло по клапанам идет в камеры сгорания цилиндров. Естественно, выхлопной дым имеет такой специфический оттенок. А теперь давайте поговорим более детально обо всех нюансах.
Что делать если идет из глушителя дым
Как правило, автомобилист начинает задумываться о капитальном ремонте двигателя, если вдруг из глушителя начинает валить дым непонятного цвета. Панику наводить не нужно, ведь появиться этот симптом может при любой неисправности. Очень часто приходят в негодность маслосъемные кольца, расположенные на поршнях, либо же компрессионные.
Результат такой неисправности – это поступление моторного масла в камеру сгорания. Конечно, вот это возможно лишь на тех машинах, на которых стоят двигатели с очень большим пробегом. Желательно провести полную диагностику всех систем автомобиля до того, как поменять маслосъемные колпачки на ВАЗ 2109.
В том случае, если вы являетесь человеком, который эксплуатирует свою машину бережно, да и пробег вашего мотора не очень большой, не стоит сразу же грешить на поршневые кольца. Из двух зол нужно выбрать, наверное, наименьшее. А таковым является износ маслосъемных колпачков, которые установлены вокруг клапанов. Их еще называют маслоотражательными, понятия равнозначные.
Именно с помощью этих приспособлений смазка не проникает в цилиндры двигателя. На автомобилях ВАЗ 2109, а также на подобных, снятие маслосъемных колпачков возможно даже без демонтажа головки блока цилиндров. Для проведения ремонта вам нужно иметь хотя бы общее представление о том, в чем заключается работа. Также вам необходимо иметь набор инструментов.
Если вы стоите перед выбором, делать капремонт мотора, либо все же заменить колпачки, которые с 90-процентной вероятностью являются причиной перерасхода масла, стоит остановиться на втором. За считанные минуты можно полностью отремонтировать двигатель, избавившись от голубого дыма, который валит из выхлопной трубы. Так как поменять маслосъемные колпачки на ВАЗ 2109 можно своими руками, давайте рассмотрим процесс проведения этой процедуры.
Проведение ремонта
Чтобы замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2109 прошла успешно, вам нужно обладать некоторым набором инструментов, среди которых рассухариватель. Если его нет, то обязательно найдите, так как провести все ремонтные работы без этого инструмента практически невозможно. Для демонтажа колпачков вы можете применять плоскогубцы. Но лучше, если вместо них будет использоваться цанга.
Само собой, вам нужны ключи, молоток, оправа, при помощи которой будет происходить запрессовывание колпачков. Не лишним окажется прут, желательно из олова, либо иного подобного металла. Главное, чтобы был мягким и диаметр этого прута должен быть порядка 8 мм. Само собой, никуда без чистых тряпок, которые не оставляют ворсинок.
Без снятия головки демонтаж маслосъемных колпачков можно провести в считанные минуты. Как следствие – не нужно приобретать и менять прокладку под головкой блока цилиндров. Перед началом работы отключается аккумулятор, после чего снимаете чехол, которым прикрыт отсек с ремнем ГРМ. При помощи ключа на «17» выкручиваете гайку на ролике и снимаете ремень.
Затем необходимо демонтировать шкив с распределительного вала. Цена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 колеблется в интервале 250-350 руб. Следовательно, ремонт обойдется вам недорого. После снятия крышки головки блока цилиндров можно демонтировать распределительный вал. Обязательное условие проведения данной процедуры – это равномерность.
На передней крышке расположено 4 гайки, которые выкручиваются равномерно. На задней находится шесть гаек, которые выкручиваются после предыдущих четырех, тоже равномерно. Далее снимаете шайбу и убираете обе крышки. Обратите внимание на то, что нужно убрать шпонку, иначе обязательно ее потеряете. Конечно, если она не выходит из паза, придется распределительный вал снимать вместе с ней.
Дальнейшая замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 протекает очень быстро. Снимается распределительный вал и убирается его сальник в сторону. Обратите внимание на то, что коленчатый вал нужно прокручивать так, чтобы поршни находились в крайнем верхнем положении именно на тех цилиндрах, где осуществляется замена маслосъемных колпачков.
Выкрутив свечу, вставляете в отверстие прут. Благодаря ему клапан не упадет. Устанавливаете рассухариватель, пружина в этот момент начинает прижиматься. Пинцетом достаете сухари. Убираете верхнюю тарелку клапана, снимаете пружины. Демонтаж маслосъемных колпачков может производиться как при помощи плоскогубцев, так и с использованием цанги.
Но после того, как вытянете сальники, убедитесь, что направляющие втулки не повреждены. Перед тем, как устанавливать колпачки, нужно снимать маленькие пружинки, которые находятся в верхней части. Свежим маслом обрабатываете перед началом монтажа внутреннюю поверхность сальника. Запрессовка происходит при помощи цилиндрической оправы.
Резкими ударами по сухарям устанавливаете сальник на место. Только после этого производится установка пружинок. Не забудьте про них. Проведя такой несложный ремонт, ваш двигатель начнет работать идеально. Замена маслосъемных колпачков избавит вас от постоянной доливки масла в двигатель.
rem-vazik.ru
Замена маслосъёмных колпачков ваз 21099 без снятия ГБЦ
Общий вид ВАЗ 21099
Признаками того, что маслосъёмные колпачки утратили свою эластичность и стали пропускать лишнее масло в камеру сгорания, является синий дым из выхлопной трубы, особенно в момент перегазовки, и повышенный (больше 1 л на 1000 км пробега) расход масла. Ориентировочно клапанные сальники (так ещё называют маслосъёмные колпачки) выдерживают пробег до 20 000 км.
Причины для замены клапанных сальников
Замена маслосъёмных колпачков на ваз 21099 работа довольно трудоёмкая. Но имея при себе специальные приспособления можно значительно облегчить эту работу и, при определённых навыках, можно произвести своими руками следуя этой инструкцией. Замену клапанных сальников можно произвести без снятия головки блока цилиндров (ГБЦ).
Необходимые приспособления
Набор приспособлений для снятия колпачков
Вам потребуются:
- оправка для установки клапанных сальников;
- приспособление для рассухаривания клапанных пружин;
- приспособление для спрессовки старых сальников;
- пруток оловянный;
Подготовительные работы
Продольный разрез двигателя ваз 2108, 2109 и 21099
Итак:
- отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора;
- снимаем крышку, закрывающую шкив привода распределительного вала;
- снимаем шкив распредвала (поз. 13) согласно инструкции по замене сальника распределительного вала;
Снимаем шпонку с распредвала
Сняв шкив, проверяем, осталась ли на валу шпонка. Если шпонка осталась на валу, то её надо аккуратно снять, поддев отвёрткой, чтобы не потерять. Продолжаем:
- cнимаем крышку воздушного фильтра, вынимаем фильтрующий элемент и отсоединяем крепление корпуса фильтра к головке блока цилиндров;
- снимаем корпус воздушного фильтра, предварительно отсоединив от него шланг;
- ослабляем хомут крепления шланга к крышке корпуса распредвала и снимаем его;
- отворачиваем гайки крепления и снимаем крышку головки цилиндров (поз. 19) согласно инструкции по очистке деталей вентиляции картера, при этом стараясь не повредить прокладку;
- отсоединяем шланг от датчика-распределителя (поз. 23) регулятора искрообразования;
- отворачиваем крепления датчика, снимаем его со шпилек и отводим в сторону без отсоединения проводов;
Снимаем топливный насос
- откручиваем гайки, которые крепят топливный насос (поз. 22) снимаем его с корпуса привода вспомогательных механизмов и убираем в сторону, оставляя на месте шланги;
- шестигранным ключом на 5 откручиваем крепление корпуса привода вспомогательных механизмов (поз. 24);
- снимаем корпус со шпилек;
Совет: проверьте уплотнительное резиновое кольцо, которое установлено в корпус привода вспомогательных агрегатов и, в случае обнаружения дефектов или потери эластичности, замените кольцо новым.
- отворачиваем крепление задней крышки ремня распредвала (поз.21);
- отворачиваем крепление корпуса подшипников распредвала (поз. 16);
- вынимаем распредвал (поз. 17);
- снимаем толкатели клапанов (поз. 25)
Совет: пронумеруйте толкатели или разложите их так, чтобы не возможно было их перепутать при установке на свои места. Если перепутаете, то изменятся зазоры в клапанах.
Установка приспособления для съёмки сухариков
Итак:
- устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку (поз. 9);
- выворачиваем свечу зажигания (поз. 26) и вставляем в отверстие оловянный пруток, подводим пруток под тот клапан, который собираетесь рассухаривать;
- устанавливаем приспособление для съёмки сухариков;
- наверните гайку на ближайшую шпильку, которой крепится крышка клапанов;
- установите приспособление для снятия сухариков так, чтобы один конец одеть под гайку на шпильке, а другой упереть в тарелку клапанной пружины;
- сжимая рычагом клапанные пружины, вынимаем пинцетом сухарики, после чего снимаем приспособление;
Снимаем пружины вместе с верхней тарелкой
- снимаем клапанные пружины вместе с верхней тарелкой;
- устанавливаем приспособление для снятия клапанного сальника;
- сначала резко ударьте бойком по втулке приспособления, а затем по ручке тем самым снимаем колпачок;
- вынимаем колпачок из приспособления.
Совет: не рекомендуется снимать старый колпачок двумя отвёртками так, как можно легко отколоть буртик втулки, которая изготавливается из металлокерамики. И тогда придётся снимать всю головку блока цилиндров, чтобы заменить один клапан.
Совет: рекомендуется перед установкой нового сальника снимать с него пружинку так, как при прохождении сальника через выточки на штоке клапана, можно повредить его рабочую кромку. Кроме этого при запрессовке, пружинка может просто поломаться.
- перед установкой нового сальника обязательно смажьте шток клапана моторным маслом;
- вставьте новый сальник в оправку и аккуратно напрессуйте его на шток клапана до упора, уберите оправку и установите на место пружинку;
- ставим на место клапанные пружины и тарелку;
- устанавливаем приспособление для сжатия пружин и пинцетом ставим сухарики;
Совет: чтобы убедиться в том, что сухарики точно легли на свои места, пристукните слегка молотком по пружинам.
Чтобы поменять маслосъёмный колпачок на втором клапане первого цилиндра, надо подвести оловянный пруток под тарелку этого клапана. Проделываем ту же процедуру и со вторым клапаном. После окончания работ на первом цилиндре переходим на четвёртый цилиндр так, как поршень этого цилиндра тоже будет находиться в верхней мёртвой точке. После завершения работы на четвёртом цилиндре проворачиваем коленчатый вал на 180˚ и подводим к ВМТ поршни 2 и 3 цилиндров.
Производим замену маслосъёмных колпачков на 2 и 3 цилиндрах.
Сборка двигателя
После замены клапанных сальников на всех цилиндрах приступаем к сборке:
- Возвращаем поршень первого цилиндра в ВМТ так, как перед началом демонтажа.
- Устанавливаем строго на свои места толкатели клапанов.
- Смазываем опоры распределительного вала и толкатели клапанов моторным маслом.
- Укладываем распредвал в опоры так, чтобы кулачки первого цилиндра смотрели вверх.
- Смазываем шейки и кулачки распредвала моторным маслом.
В дальнейшем сборку производим в обратном порядке. Перед установкой корпуса подшипников распределительного вала в местах его прилегания к головке цилиндров необходимо нанести герметик.
Порядок затяжки гаек
Затяжку гаек корпуса подшипников распредвала необходимо проводить равномерно, стараясь не допустить перекосов и по схеме, представленной на фото. Если эту работу вы будете делать с помощником, то затратите до 8 часов. В автосервисе замена маслосъёмных колпачков со снятием головки блока цилиндров обойдётся примерно 3500 рублей. Без снятия головки блока цилиндров ориентировочно в 2000 рублей.
MasteraVaza.ru
ВАЗ 2109: маслосъемные колпачки — как заменить?
Маслосъемный колпачок для автомобиля ВАЗ 2109
Возникающий, при быстром наборе скорости, за автомобилем сизый дым может указывать, что требуют замены колпачки маслосъемные ВАЗ2109, иначе их называют сальниками клапанов. Эти элементы уплотняют направляющие втулки со стержнями клапанов, что не допускает проникновение масла в зазор.
- На ранних моделях автомобилей ВАЗ использовались фторопластовые неармированные маслосъемные колпачки.
- Современные детали изготавливаются из резины. Стальная втулка поджимает к стержню клапана кромку элемента. Это позволяет уменьшить риск возникновения перекосов в устройстве при работе двигателя. Пробег автомобиля увеличивается до 150 000 километров, что дает использование в качестве материала фторкаучука и акрилата.
- Маслосъемные колпачки на ВАЗ 2109должны использоваться только этой модели автомобиля. Редко можно допустить использование деталей от другой марки авто:
- когда возникла необходимость в срочной замене одного колпачка. В этом случае можно взять элемент с другого автомобиля, но они не должны ухудшить надежность машины;
- отсутствуют изделия в автомагазинах или очень большая цена «родных» колпачков по сравнению с теми, что имеются в продаже.
Особенности замены маслосъемных колпачков
Инструкция указывает, что замена маслосъемных колпачков с других марок автомобилей должна выполняться с учетом следующих рекомендаций:
- Диаметры стержня клапана и посадочного пояска направляющей втулки должны совпадать.
- Максимальное отклонение по высоте, ранее установленного изделия и нового, не должно превышать 0,5 миллиметров. Это предохранит колпачок от повреждения при наибольшем ходе клапана.
- Новый колпачок и втулка должны иметь примерно одинаковую длину посадочных мест. Короткий поясок колпачка может нарушить уплотнение. Втулка отожмет его кромку от оси клапана.
- Когда ставятся новые маслосъёмные колпачки ВАЗ 2109 нужно обращать внимание на год их выпуска.
Совет: Установка маслосъемных колпачков современного исполнения улучшает качество уплотнения за счет точного совпадения сопрягаемых размеров.
Как на автомобиле ВАЗ 2109 заменить маслосъемные колпачки
Заменить маслосъемные колпачки ВАЗ 2109можно со снятием головки цилиндров или, не вытаскивая узел из машины. Для работы нужно иметь:
- Восьмимиллиметровый оловянный пруток или припой.
- Пинцет.
- Оправку для напрессовки колпачков.
- Отвертку.
- Съемники: для колпачков и клапанных пружин.
Порядок выполнения работ своими руками заключается в следующем:
- Отсоединяется аккумуляторная батарея.
- С головки блока снимается крышка.
- Зубчатый шкив удаляется с распределительного вала.
- Откручиваются гайки, удерживающие провода «массы», со шпилек снимаются наконечники проводов.
- Отворачиваются элементы крепления задней крышки ГБ.
Совет: Уплотнительное кольцо нужно снимать осторожно. После визуального осмотра ее нужно отложить в сторону и использовать, если на нем нет дефектов.
- Снимается с головки блока задняя крышка.
- На распределительном валу освобождаются от фиксации корпуса подшипников, удаляются шайбы, оба корпуса.
Совет: Нужно следить, чтобы не потерялась шпонка на распредвалу, ее лучше убрать.
- С ГБ снимается распределительный вал.
- Удаляется сальник с распредвала.
- Поворачивается коленчатый вал пока поршень, соответствующего клапана, расположится в ВМТ.
Совет: Чтобы клапан не провалился вниз нужно свечу вывернуть, а в это отверстие вставить прутик так, что он будет между клапаном и поршнем.
- Устанавливается приспособление для сжатия пружин клапана.
- Пинцетом аккуратно вынимаются сухари.
- Снимается приспособление.
- Извлекаются: тарелка пружин, расположенная вверху; пружины клапана – наружная и внутренняя.
- Устанавливается цанга приспособления на колпачок, что хорошо видно на фото.
Установка цанги для удаления колпачков на авто ВАЗ 2109
- Нужно резко ударить бойком по втулке приспособления, а затем по бойку ручки и спрессовать колпачок с втулки, который затем вытаскивается из цанги пассатижами.
Совет: Нужно следить за направлением прикладываемого усилия, оно должно быть строго вверх, колпачки не должны проворачиваться. В противном случае их можно повредить.
- С колпачков лучше снять пружины.
- Изделия смазываются моторным маслом и устанавливаются в оправку.
Установка маслосъемных колпачков в оправку
- Детали до упора запрессовываются осторожно в нижнюю тарелку.
- Ставится пружина и тарелка клапана.
- Устанавливаются сухари с помощью приспособления таким образом, чтобы они попали в проточку клапана.
- Вытаскивается из свечного отверстия прутик.
- Для установки сухарей на место нужно ударить молотком по торцам клапанов металлическим стержнем.
- Смазываются моторным маслом опоры распределительного вала в головке блока цилиндров и шайбы, регулирующие толкатель.
- При установке в опоры ГБ распредвала нужно направлять в сторону от толкателей клапанов кулачки первого цилиндра.
Установка в ГБ распредвала
- Этим же маслом смазываются шейки и кулачки распредвала.
- На ГБ и на поверхности крайних опор тонким слоем наноситься герметик.
- На распредвал устанавливаются корпуса подшипников, надеваются шайбы на шпильки, закручиваются гайки в два этапа:
- гайки затягиваются до соприкосновения с поверхностью головки болта. При этом направляющие втулки должны войти в отверстия корпуса подшипников;
- гайки затягиваются окончательно.
- Ставятся на место сальники распредвала.
- Регулируются зазоры в приводе клапана.
- Собирается в обратном порядке весь узел.
Как производится установка маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 хорошо видно на видео.
MasteraVaza.ru